Законов много, а вот за тем, как они претворяются в жизнь, контроль слабый. Отдельные элементы правового мониторинга уже существуют (Генпрокуратура и Минюст следят за соблюдением законности, а Совет федерации готовит свой ежегодный доклад), но нужен системный подход. И он скоро появится — проект соответствующего указа президента уже готов.
— Например, необходимо следить за тем, приняты ли подзаконные акты, без которых не сможет работать ни один федеральный закон, — пояснил статс-секретарь Минюста Дмитрий Костенников «Известиям». — Тот же Конституционный суд принимает постановления и определения, после чего требуется исправление дефектов, на которые указал КС. Нужно следить за тем, чтобы все это реализовывалось.
— Право на бумаге и право в жизни — это вещи не вполне совпадающие, — комментирует «Известиям» советник президента России Вениамин Яковлев. — Ведь то, что на бумаге, — это всегда хорошие намерения, а вот как оно оборачивается в реальной жизни, последствия того или иного закона, еще надо анализировать.
По итогам мониторинга правительство будет готовить ежегодный доклад и класть его на стол главы государства. «Известия» уточнили у Яковлева, каким в идеале может быть результат.
— Если выяснится, что закон плохо работает, — говорит советник президента, — то надо ответить на вопрос почему: закон плох или правоприменение хромает. После этого требуется устранить слабые звенья, то есть либо доработать закон, либо усовершенствовать его исполнение. У нас ведь некоторые законы проваливались из-за плохой организации. Так было, например, со знаменитой монетизацией льгот — исполнение на первых порах было очень неважное.
Запустить правовой мониторинг планируется уже в следующем году, сказал Костенников. Предполагается, добавил он, что результаты мониторинга будут влиять на план законопроектной работы правительства и Госдумы.