Интернет-платформы являлись триггерами протестных акций. Об этом в интервью RT заявила российский предприниматель в сфере информационных технологий, президент группы компаний InfoWatch и сооснователь компании «Лаборатория Касперского» Наталья Касперская. Она рассказала о технологиях вовлечения подростков в протесты, цифровом суверенитете государства, правилах личной цифровой гигиены, а также о безопасности, которую следует соблюдать в соцсетях.
— Можно ли говорить о целевой кампании по вовлечению несовершеннолетних в незаконные протесты в сети интернет?
— Безусловно, была целевая кампания, целенаправленная атака. Платформы TikTok и YouTube были задействованы в политической деятельности. Атака была на новую аудиторию, она распространялась по группам — детским, подростковым. Платформы прямо участвовали, была накрутка с их стороны.
— И дальше распространение уже пошло просто за счёт вовлечённости аудитории?
— Там было трёхступенчатое вовлечение. Сначала через небольшие аккаунты была брошена сама информация. Потом шла раскрутка со стороны платформ — прямое предложение пользователям посмотреть ролик. Потом это подхватили блогеры-миллионники. Эта трёхступенчатая структура позволила сформировать эту новость, как будто бы она естественная. Дальше она подхватывалась платформой, она предлагала этот ролик среди первых, его кликабельность резко повысилась.
— Роскомнадзор потребовал, чтобы контент, в котором содержались призывы к несанкционированным акциям, блокировался.
— Не знаю, каким способом они это делали. Но мы видели по результату, что с 22-го числа резко сократилось количество сообщений с призывами на митинг и о «дворце».
— Почему китайский TikTok на это пошёл? Мы знаем, что у того же Роскомнадзора были и остаются проблемы с подобным взаимодействием с американскими техническими гигантами.
— Есть два TikTok, чтобы вы понимали. Китайский для китайцев и глобальный для всех остальных. У них есть большой офис в Соединённых Штатах. Я думаю, что эта кампания могла быть спланирована какими-то инсайдерами внутри американского TikTok.
— Давайте поговорим о том видео, которое изначально стало триггером протестных акций. Видео о так называемом дворце Путина. Сколько действительно человек могли посмотреть его? И что стоит за таким резким взрывным ростом просмотров?
— Я бы не назвала это числом просмотров. Я бы назвала это цифрой, которую показывает YouTube. Что эта цифра означает, мы ровным счётом не знаем. Потому что нет инструментов, которые позволили бы проанализировать количество просмотров данного видео на данной платформе. Таких инструментов нет. Поэтому платформа может делать всё что угодно. Она может показать 110 млн, она может показать пять просмотров. Потом был ролик Mash, и там, наоборот, занижали количество просмотров.***