Создание территорий опережающего развития стало главной темой на заседании итоговой коллегии Минвостокразвития. Совещание с участием губернаторов дальневосточных регионов и Министра по развитию региона и полпреда президента в ДВФО прошло сегодня, 23 июня, в кампусе ДВФУ на острове Русском во Владивостоке.
По словам полпреда президента в ДВФО Юрия Трутнева, сейчас важно поддерживать инвестиционные проекты. Цель работы Министерства — «создавать условия для ускоренного развития Дальнего Востока. Чтобы люди не уезжали из региона, а, напротив, приезжали сюда».
Новая команда Министерства по развитию Дальнего Востока начала работать только с сентября, и первым делом ей пришлось бороться с последствиями паводков в регионе.
194 587 человек в разных краях и областях признаны пострадавшими в ходе разливов рек, приводит цифру министр Александр Галушка. 40,4 миллиарда рублей выделили из федерального бюджета на ликвидацию результатов наводнения и обеспечение людей новым жильем.
Но больше всего на совещании говорили о территориях опережающего развития, — ТОРах — которые планируется создать почти во всех регионах Дальнего Востока. Львиная доля их приходится на Приморье.
Как отметил Александр Галушка, сейчас важнейшей задачей, которая стоит перед министерством, является интеграция региона в стремительно растущую экономику стран АТР. «Мы должны привлекать прямые инвестиции. Чтобы достичь этой цели, нам надо продавать инвестиционные возможности, создавая выигрышные условия для бизнеса», — сказал чиновник. Интерес к ТОРам уже есть у японских и корейских компаний, добавил он. Эти площадки будут создаваться на основе государственно-частного партнерства, причем страна, как говорится, денежки считает — основная сумма должна пойти именно из кармана инвестора. Власть поможет в первую очередь тем, что создаст бизнесу выгодные условия для существования.
В этих зонах будет особенный, смягченный, режим «по наиболее чувствительным позициям для инвесторов». В частности, по налогам. Налог на прибыль для желающих открыть там бизнес предпринимателей, например, будет не более 5%, страховые взносы не превысят 7,6%. будут там пятилетние «налоговые каникулы». Будут льготы на аренду земли, на подключение к сетям, государственная экологическая экспертиза станет делаться в 45 дней (считается, что это очень краткий срок), возникнет свободная налоговая зона.
Территории опережающего развития в Приморье и других регионах будут создаваться по образу и подобию аналогичных мест в Азии. Из 400 предложенных вариантов комиссия выбрала 38 потенциально пригодных. А из них — 14, которые точно будут ТОРами. Они «разбросаны» по всему Дальнему Востоку, но на Чукотке, Сахалине и в Магадане поиск площадок пока продолжается.
В нашем же крае они будут расположены в разных районах. Во Владивостоке — особая автосборочная экономическая зона промышленно-производственного типа на базе действующего производства «Соллерс». Причем там в скором времени собираются перейти от сборочного к полусборочному производству. Обойдется этот проект в 27 миллиардов, 20 из которых — частные инвестиции. Нефтехимический кластер будет в Партизанском районе. «Его делают по принципу того, что работает в Сингапуре», — отметил губернатор Владимир Миклушевский. И добавил, что в проект вложат порядка 1 триллиона 300 миллиардов рублей. Напомнил губернатор и о строительстве завода по производству сжиженного газа — на Хасане. В бухте Суходол Шкотовского района реализуется сразу два проекта — там будет рыборыбоперерабатывающий кластер (его проект уже создан) и угольный терминал — тот самый, о котором сейчас так много спорят. Агропарк будет в Михайловском районе и промышленный парк — в Надеждинском. Привлекательной зоной сделают и остров Русский — в основном на него обратили внимание благодаря наличию университета.
Юрий Трутнев, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе: «Между регионами Дальнего Востока сейчас должна возникнуть конкуренция. Хорошо, что губернаторы хотят использовать ТОРы. Значит, они в них верят. Другое дело, что, если мы ориентируемся на три территории опережающего развития в каждом субъекте, всего получим 27 ТОРов. Всегда ходил по площадке в порту Петропавловска-Камчатского. Смотрел, сколько вопросов надо решить, чтобы она стала «зоной особого развития». Много. Вплоть до судебных исков. Умножьте на 27 — получится большой объем работы. Еще завтра мы проведем совещание и решим, как будет: либо мы возьмем наиболее готовые площадки в субъектах, либо «разбросаем» по одной в каждый. Завтра посоветуемся и придумаем».
Александр Галушка, министр по развитию Дальнего Востока: «Механизм ТОР планируется задействовать для привлечения высокопроизводительных инвестиций в разных областях. Рыбопереработка, например, — один из очевидных приоритетов для Дальнего Востока. Но чтобы отобрать площадки, необходим большой объем работы — и правовой, и инженерной, и изыскательской. Мало создать площадку — надо убедить инвестора, что она будет работать. Когда мы практически изымем ТОРы из общих правил регулирования, пока тоже неясно. Но точно одно: если мы этого не сделаем, то конкуренцию условий ведения бизнеса не выиграем на Дальнем Востоке. А если мы ее не выиграем, упустим выгоду».