В понедельник, 9 декабря, многие агентства получили рассылку из Клуба защиты прав туриста, в которой содержится просьба в течение 14 календарных дней предоставить форму типового договора с клиентами. Предложение обосновано разделом III Правил оказания услуг по
реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 и ст. 9, 10, 45 Закона «О защите прав потребителей». Как поясняется, запрос направлен в рамках общественного контроля турагентской деятельности. Правда, часть III указанных Правил, а также ст. 9 и 10 Федерального закона об общественном контроле умалчивают. А вот ст. 45 действительно регламентирует права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). В ней, в частности, говорится: «При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей… не вправе требовать от изготовителей (исполнителей…) представления документов… обязанность представления… которых по требованию потребителя не установлена законом».
На профессиональном форуме «Курилка» портала «ТурДом» живо обсуждается полученное письмо. Приговор сообщества единодушен: игнорировать. Хотя юристы все-таки советуют откликнуться. «Вопрос о праве общественных объединений требовать у турфирм те или иные документы достаточно сложный и дискуссионный – боюсь, здесь нет простых однозначных ответов, нужно рассматривать конкретные случаи, – сказал руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин. – Если молчать и ничего не делать, то есть риск получить повестку в суд, в который придется ходить и активно доказывать свою правоту». Юрист также обратил внимание, что минувшим летом их компания представляла интересы турагентов в суде по иску Клуба защиты прав туристов в точно такой же ситуации.
Исполнительный директор Клуба Федор Коробков пояснил, что просьба прислать договоры не содержит никакого негативного подтекста: «Рассылка сделана, чтобы провести мониторинг на предмет соответствия договоров законодательству. Данные мы собираемся обобщить и выводы довести до сведения заинтересованных ведомств, а также потребителей».
Минувшим летом мы представляли интересы турагентов. Суд окончился в нашу пользу.
Но совсем это не означает, что все требования Клуба можно просто игнорировать и оставлять без ответа.
Если молчать и ничего не делать, то как минимум есть риск получить повестку в суд, в который придется ходить и активно доказывать свою правоту.
Вопрос о праве общественных объединений требовать у турфирм те или иные документы достаточно сложный и дискуссионный – боюсь, здесь нет простых однозначных ответов, нужно смотреть конкретные случаи.
Автор: Сергей Голубцов