Приморье незаконные такси преобладают на рынке. Кроме экономического ущерба, нелегальные компании наносят урон культурной и социальной сфере. Но, пока их услуги дешевы, они будут пользоваться спросом. Эти вопросы рассмотрели на круглом столе 28 июня 2013 г. топ-менеджеры ведущих таксомоторных компаний Владивостока, представители краевой администрации и силовых структур.
Вся деятельность таксомоторного рынка регулируется согласно Федеральному закону № 69-ФЗ, правилами пассажирских перевозок и уставом пассажирского транспорта. Без специального разрешения, который выдает субъект Федерации, таксомоторные услуги нелегальны. Автомобиль работника такси должен иметь оранжевый опознавательный фонарь или цветографическую схему, в салоне обязателен таксометр. Талон о прохождении ТО данного транспортного средства выдается не реже чем раз в полгода. Сам же водитель должен перед выездом проходить осмотр медицинского работника. Все эти меры призваны обеспечить качественные таксомоторные услуги.
«Цивилизованный автомобильный рынок является одним из важнейших показателей развитости города. Владивосток нуждается в стратегическом развитии рынка таксомоторных услуг и стандартизации деятельности компаний-перевозчиков. Несмотря на очевидную необходимость развития и готовность ключевых игроков объединиться для общего подхода к повышению качества услуг, на сегодняшний день мы имеем совершенно противоположную ситуацию: более 50% таксомоторных перевозок оказывают компании, ведущие незаконную деятельность, либо частники — то есть люди, не являющиеся профессиональными водителями, без специальной подготовки, медицинского обследования и так далее», — сказал Андрей Бралеев, председатель НП «Таксомоторный Альянс Приморья», директор ООО «Примтакси».
Ежегодно легальные таксомоторные компании тратят на совершенствование безопасности перевозок до 50 млн руб. В основном деньги уходят на обновление автопарка, техническое обслуживание, страховки. Ежегодные налоговые выплаты составляют порядка 30 млн руб. Однако нелегальные компании осуществляют каждую вторую поездку. Как минимум.
Преобладание незаконно действующих компаний на рынке вредно во всех отношениях. Во-первых, демпинг со стороны незаконных перевозчиков не дает возможности появляться новым легальным компаниям и развиваться существующим, во-вторых, нелегальные компании не платят никаких налогов. Кроме экономического ущерба нелегальные компании наносят урон культурной и социальной сфере: не раз происходили криминальные инциденты, связанные с нелегальными перевозчиками.
«Сетевые компании, которые захватили более 50% рынка такси во Владивостоке, имеют лишь диспетчерский центр, находящийся в средней полосе России, при этом они не имеют в городе никаких представительств, они не платят налогов и не имеют никаких разрешений на осуществление деятельности такси. Соответственно они не могут гарантировать безопасность пассажиров. Ежедневно от 300 до 500 нелегальных такси выходят на линию, что фактически убивает легальный бизнес», — подчеркнул Бралеев.
Юрий Раков, директор «Аллюр такси»: «Мы не против добросовестной конкуренции. Любой перевозчик должен соответствовать правилам безопасности, иметь качественный водительский персонал, оформленный на работу в соответствии с трудовым законодательством, поддерживать техническую исправность транспортных средств, выплачивать налоги. Для того чтобы соблюдать все требования законодательства, предъявляемые к осуществлению таксомоторных перевозок, приходится нести серьезные расходы. Но нелегальные компании таких расходов не несут, поэтому получаются неравные условия конкуренции, я бы сказал недобросовестная конкуренция, поэтому и получается, что, например, в службе заказов «Максим» поездка стоит от 160 рублей, а в легальном такси один час поездки — 300 рублей».
Сложность состоит в том, что российское законодательство несколько несовершенно, затруднения возникают и в организации проведения самих проверок нелегальных такси. «В полиции созданы специальные группы, совершающие «контрольные закупки», и за три месяца они задержали 84 нелегала. Нарушителям были выписаны штрафы, их транспортные средства были задержаны. Но когда штрафы были заплачены, а машины вернулись к своим владельцам, рынок возвратился на круги своя», — отметил Петр Фроленко, заместитель начальника полиции Владивостока.
Наталья Комиссарова, «Конкурент»