Концертной программой «На берегу Амурского залива» 4 июля завершает сезон Губернаторский духовой оркестр. Самые лучшие произведения, написанные для духовых оркестров, подарят слушателям музыканты – и попрощаются с ними до сентября… — Впрочем, это не значит, что мы сможем расслабиться, — улыбается Виталий Морозов, дирижер и художественный руководитель Губернаторского духового оркестра. – В сентябре у нас ответственное выступление – во время празднования Дней мира на Тихом океане. Мы уже вовсю готовимся. — Если не ошибаюсь, то через пару лет ваш оркестр будет отмечать 10-летие. — Да. Мы образовались в 2005 году. Когда-то губернатор Сергей Дарькин побывал на праздновании юбилея Калининграда-Кенигсберга, там играл местный духовой губернаторский оркестр. Вернувшись, Сергей Михайлович поставил цель создать такой же в Приморье. Было непросто, потому что музыкантов и тогда, и сейчас не хватало, но в итоге все же получилось. — Когда, Виталий Евгеньевич, вам предложили возглавить коллектив, вы сомневались: соглашаться или нет? — В моей судьбе уже случались ситуации, когда приходилось начинать в буквальном смысле с нуля. Так что было не привыкать. Я знал музыкантов, понимал, на что они способны. Решил попробовать – стало получаться. В 2005 году нам казалось, что это будет оркестр для обеспечения краевых официальных мероприятий – открытий каких-то, церемоний. Но очень быстро нас стали вывозить в край на концерты в рамках программы «Мастера искусств – жителям Приморья». А потом поставили задачу давать концерты на большой сцене. Были большие проблемы С репертуаром: оригинальных произведений для духового оркестра как таковых нет, в основном это марши, вальсы, фокстроты — то, что играется в парках или на плацах. Пришлось и мне, и музыкантам поднимать друзей, искали ноты везде. И в настоящий момент у нас уже обширный, богатый репертуар. Состав оркестра у нас не классический, некоторых музыкантов не хватает, поэтому с партитурами приходится много работать: от чего-то даже отказываемся, а что-то играем в собственных инструментовках. Вот совсем недавно мы сумели пригласить в коллектив – чтобы играть джазовые и рок-композиции – бас-гитариста и электрогитариста. Это очень пошло нам на пользу. Последние три года мы с Татьяной Сергеевой, художественным руководителем филармонии, программы планируем на год вперед – и в основном тематические. Танцевальные, к 8 Марта, военные и так далее. Что мне самому больше нравится исполнять? Классику, которой, увы, очень мало написано для духового оркестра. Хотя популярную классику – «Радецкий марш», «Полет шмеля» — мы исполняем. Что же до предпочтений зрителей, то я заметил: вне зависимости от возраста всем нравится латиноамериканская музыка. Может быть, потому что она ближе к нашей цыганочке? — Недавно вы принимали участие в фестивале духовых оркестров во Владивостоке. Понравилось? — Это было замечательное событие в культурной жизни краевой столицы! Приехали очень разные оркестры – и по возрасту, и по подготовке. Но это и было интересно. Конечно, выступать на фестивале, на открытой площадке –очень тяжело и для дирижера, и для музыканта. Немногие задумываются о том, что играть на духовом инструменте – не так просто. В процессе участвуют практически все мышцы лица, которые устают. Держать инструменты тоже тяжело. Да и дирижер не просто так машет руками. Когда-то читал статистику: за концерт дирижер может потратить столько энергии, сколько шахтер за смену. Выступление на свежем воздухе вообще никогда не может быть априори удачным. Тут все имеет значение: влажность, сила ветра. Сильный ветер – звук может просто улететь, бывает, что музыканты друг друга не слышат, да и дирижер тоже. Влажность — глушит звук, приходится громче играть, а тут и до фальши недалеко. Что же до выступлений в залах… К сожалению, в городе почти все залы в акустическом отношении просто непригодны для звучания оркестра, и не только духового. Сложностей, словом, хватает. — А вы за пультом в каком настроении стоите? — Дирижер — как дайвер. Никогда нельзя расслабляться, пока находишься в воде, так сказать. Чуть расслабился – утонул. Каждый концерт я волнуюсь, никогда не знаю, как все пройдет. Иногда за сутки до концерта меня колотит, а выйду на сцену – спокоен и собран. Публика, видимо, в зале помогает. Духовая музыка привлекает людей. Знаете, помню, как в качестве приглашенного дирижера выезжал на гастроли по краю с Тихоокеанским симфоническим оркестром. Играли мы музыку Андрея Петрова. И вот после одного концерта подошла девочка лет восьми с цветами и сказала: «Большое спасибо, лучше, чем на диске!». Я сначала не понял, что она имела в виду, а потом сообразил: она впервые услышала живую музыку, живой оркестр. Можно сколько угодно слушать музыку в плейере, можно обложиться дорогими колонками, эквалайзерами и так далее, но когда ты слышишь живой оркестр – все внутри переворачивается. Мы шутим, конечно, но, тем не менее: если оркестр начинает, к примеру, играть в сквере, то первыми к нам сбредаются разного рода ночующие и живущие в этих скверах маргиналы. Потом уже подходит приличная публика, даже если она просто шла мимо. Люди всегда останавливаются, задерживаются, слушают. И, кстати, нас очень любят слушать бродячие собаки… — Вы авторитарный дирижер? — Пока музыканты не сели за пульты, у нас демократия. Как только началась репетиция или концерт – все, демократия закончилась. Оркестр – это инструмент дирижера. С ним нужно уметь обращаться, и все получится. 4 июля мы закрываем сезон. Это будет программа легкой музыки – чтобы зрители отдохнули и улыбнулись. Мы постоянно занимаемся популяризацией музыки, приучаем, можно сказать, публику к духовым оркестрам. Между прочим, вы знаете, что духовая музыка лечебна для слушателя? Знаменитый математик и лекарь Пифагор просчитывал звучание духовых инструментов и определенной частоты звуки прописывал своим пациентам с определенными болезнями. Волновая природа звука – это же азы физики! Да и сама музыка создает хорошее настроение – а если оно хорошее, значит, человек здоров!
Любовь БЕРЧАНСКАЯ