Сначала нам говорили: подождите, еще идет стройка, охранники — «крокусовские». Вот достроят — и в новый кампус ДВФУ на Русском сможет попасть любой желающий, потому что это наше общее достояние; не для одних же студентов строили, а для города, страны и мира. Достроили, но «постороннему» в кампус по-прежнему не попасть.
Стройка кампуса
Вопрос не праздный, а политический. Скажем, праймериз «Единой России» по выдвижению кандидатов в мэры Владивостока проводили в кампусе на Русском именно потому (давайте не будем лукавить!), что туда не проникнет человек со стороны; про «открытость» и «прозрачность» единороссов расскажите кому-нибудь другому. Даже г-на Клецкина — одного из претендентов в мэры! — пытались не пустить на территорию университета, что уж об остальных говорить. Так что налицо рождение новой приморской политтехнологии.
Мне скажут: а что ты забыл в кампусе? Но ведь там, как и планировалось, проводится масса мероприятий, не связанных с учебным процессом, что предполагает обилие гостей не из числа студентов и преподавателей.
Гости-то уже есть, а вот с гостеприимством — из рук вон плохо.
Пару недель назад, к примеру, я был в числе прочих приглашен в ДВФУ для участия в интернет-конференции по русскому языку. Из автобуса вышли два десятка интеллигентных людей (я даже не про себя): профессора, преподаватели, художественные руководители театров, заслуженные работники культуры… На входе в главный корпус — быковатые пареньки, требующие «кампусные карты». Ладно бы улыбчивая девушка с «мэй ай хэлп ю»; нет же — типичные гопники, набранные где-то на «БАМе», на Тихой или у нас, на Второй Речке. Молодые туповато-агрессивные пацаны, которым тяжело общаться без «мля» и «пальцев». Если кто-то представляет угрозу для вуза, так это они, а не те, от кого они стерегут вход.
И вот в этот-то университет сейчас должны валом поехать российские и иностранные студенты. Дурным тоном уже считается ссылаться на «мировую практику», хотя я мог бы рассказать о тех университетах Японии или США, где приходилось бывать и где, как можно догадаться, таких морд на входе нет. Вспомню лучше Назарбаев-университет в Астане. Да, скифы мы, азиаты мы, Россия считается страной более европейской, чем Казахстан, — у нас хоть ДВФУ, спасибо, «Путин-университетом» не обозвали. Но зато там нет церберов на входе — все свободно. И кто из нас Европа?
И вообще, что нам заграница! Вот есть ВГУЭС — не частная лавочка, тоже государственный вуз. Но если в ДВФУ (которому передались наследственные болезни ДВГУ) прорвется только террорист, а нормальный человек будет остановлен, то во ВГУЭС всегда можно войти свободно. Помнится, как-то я спрашивал об этом ректора Лазарева, и тот отвечал: наша инфраструктура (кроме общежитий) — не только для студентов и преподавателей, но и для всех. Что до безопасности — ВГУЭС пошел по пути установки сотен видео-камер.
…На днях стало известно, что ДВФУ в 2013 году намерен потратить 40 млн рублей на собственный имидж — имеется в виду пиар-работа. Может, работу над имиджем лучше начать с вешалки, то есть с вахты?
А вот еще новость: открытие очередных «Меридианов Тихого» состоится — правильно! — в кампусе ДВФУ. Как отметил губернатор Миклушевский, кампус для кинофестиваля подойдет потому, что он, кампус, «ассоциируется с чем-то новым и прогрессивным».
Новым — да, но вот прогрессивным… Я понимаю, что у губернатора едва ли есть проблемы с проникновением в кампус.
Но не все губернаторы.
P.S.: заметка не оплачена (как обязательно подумают наши доморощенные конспирологи) ни ВГУЭСом, ни какими-нибудь недругами ДВФУ, а написана просто от души.
Василий Авченко, «Новая Газета» во Владивостоке»