Убытки «АвтоВАЗа» сопоставимы с размером финансовой поддержки правительства
«АвтоВАЗ» опубликовал в четверг отчет о прибылях и убытках за 2008 год. Выручка компании по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности) за этот период увеличилась на 2,4%, и составила 192 млрд руб. против 187,5 млрд руб. в 2007 году. Но за это время выросла и себестоимость производства: она составила 174,7 млрд руб. против 158,3 млрд руб. в прошлом году. В эту сумму входят расходы на материалы, логистику, коммуникации, зарплаты сотрудников. У компании были и другие расходы. В их числе — спецпрограммы для дилеров и содержание складов с нераспроданными машинами. Кроме того, предприятие инвестировало в развитие, обновление оборудования и технологий около 16 млрд руб, что на 65% больше, чем в 2007 году. 9,2 млрд руб. из этих денег были потрачены на покупку лицензий Rеnault для организации производства российских моделей с помощью французских технологий.
В результате чистый убыток по итогам прошлого года составил 24,7 млрд руб. В 2007 году его прибыль составила 3,7 млрд руб.
Потери «АвтоВАЗа», по словам специалистов, оказались в несколько раз больше, чем прогнозировалось ранее. «По итогам прошлого года «АвтоВАЗ» должен был стать убыточным. Его потери оценивались в диапазоне от $100 млн до 200 млн (по среднему курсу доллара на прошлый год). То что в итоге убыток производителя составил почти $1 млрд, почти для всех оказалось неожиданным», — замечает аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников. «Такие цифры несомненно обрушат котировки ценных бумаг «АвтоВАЗа». Убыток компании оказался настолько велик, что на его покрытие потребуется потратить практически всю ссуду, которую правительство выделит производителю в качестве антикризисной помощи», — добавляет директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Проблемы у автозавода начались со второй половины 2008 года. «Возникновение столь существенного убытка связано с негативным влиянием кризиса на деятельность завода и неподготовленностью предприятия к нему», — говорит аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Общее падение продаж в прошлом году (было продано 622 тыс. автомобилей) составило 6% по сравнению с 2007 годом. При этом наибольшее снижение спроса на автомобили пришлось именно на четвертый квартал прошлого года. «Только в декабре 2008 года продажи сократились на 39% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Помимо падения продаж автомобилей способствующим росту убытков завода фактором стал высокий уровень его долговой нагрузки, увеличившейся почти вдвое по сравнению с предыдущим годом и составившей в 2008 году 36,3 млрд рублей», — поясняет Романов.
По словам Сергея Целикова, 25 млрд. убытка — это крайне тревожный фактор.
«Фактически «АвтоВАЗ» — это уже сейчас банкрот, который без дальнейшей поддержки государства, при нынешней ситуации самостоятельно «вырулить» не сможет», — отмечает он.
Текущие продажи «АвтоВАЗа» в 2 раза ниже, чем в прошлом году. В июне продажи сохранились на уровне мая: менее 30 тыс. машин (данные агентства Autostat). «По итогам 2009 года «АвтоВАЗ» останется убыточным, но назвать размер его потерь пока сложно. Слишком много моментов имеют значение», — говорит Таченников. «Не видно симптомов, которые могли бы помочь автозаводу, — соглашается Целиков. — Возможно, именно в связи с тяжелым состоянием «АвтоВАЗа» из его совета директоров вышли французские топ-менеджеры Renault. Они ушли, для того чтобы не нести ответственность за дальнейшие решения, которые могут привести к полному разорению предприятия. Теперь спасти «АвтоВАЗ», если посчитает нужным, может только государство. Renault помогать партнеру не намерен. У него своих проблем достаточно», — говорит эксперт.
Впрочем аналитики сходятся во мнении, что государство и дальше будет поддерживать автозавод. «Предприятие, в случае необходимости, будет пользоваться господдержкой в требуемых объемах», — уверен Константин Романов. По мнению Целикова, для того чтобы удержать завод на плаву, в дальнейшем потребуется все больше и больше средств.
В начале июня премьер-министр Владимир ПУТИН подписал распоряжение о выделении бюджетных ассигнований в размере 25 млрд руб. в качестве имущественного взноса в ГК «Ростехнологии» (владеет контрольным пакетом акций ОАО «АвтоВАЗ»), об этом сообщала пресс-служба правительства. Деньги в виде беспроцентного займа должны быть переданы производителю до конца июля. Минпромторгу России было поручено обеспечить в установленном порядке реализацию распоряжения. Кроме того, ВТБ и Сбербанк предоставили «АвтоВАЗу» краткосрочный кредит в размере 8 млрд руб. и выделили госгарантий для автозавода на общую сумму 13,6 млрд руб. под поручительство госкорпорации «Ростехнологии».
«АвтоВАЗ» получил от правительства кредит на сумму 25 млрд руб. Больше денег у государства мы просить не намерены. Средства, полученные у государства были использованы для того, чтобы расплатиться с поставщиками автомобильных компонентов.», — пояснили в «АвтоВАЗе».
Производитель прогнозирует получение убытка по итогам 2009 года. Как сообщил во время телефонной конференции старший вице-президент по финансам «АвтоВАЗа» Олег Лобанов, в случае, если в текущем году продажи «АвтоВАЗа» составят около 400 тыс. машин, убыток компании за год составят около 10 млрд руб. Сейчас задолженность завода перед кредиторами составляет около 53 млрд руб. по состовлящию на 1 июлю. В настоящий момент на складах компании сохраняется около 120 тыс. машин, из них 20 — это автомобили 2008 года выпуска, остальные машины были произведены в 2009 году, сообщает «Газета.ру».