Home / Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

Накануне Дня Земли, 21 апреля, 120 школьников Хасанского района – Друзей национального парка «Земля леопарда», собрались на слет, организованный Управлением образования и WWF России.

5 апреля 2012 года – День рождения национального парка «Земля Леопарда»- стал общим праздником для всех школьников района. Они ждали это событие с нетерпением. Еще в сентябре 2011 экологические патрули начали знакомить местных жителей с задачами и функциями нацпарка. Ребята заявили, что готовы стать Друзьями национального парка с момента его создания и помогать природе конкретными делами. А с декабря патрули включились в районный конкурс на лучший проект «Объект экологического туризма или экологический маршрут на Земле Леопарда», организованный WWF России и Управлением образования Хасанского района. Завершающим этапом конкурса стал слет.

«Национальный парк «Земля леопарда» позволяет нам решить три проблемы: сохранить дальневосточного леопарда, развивать экологический туризм и создать на основе нацпарка  российско-китайский резерват для охраны тигра и леопарда», — сказал на отрытии слета

директор Амурского филиала WWFРоссии Юрий Дарман.

«Национальный парк создан в интересах популяций редких животных, а также в интересах человека. С помощью «Земли леопарда» можно увеличить численность дальневосточного леопарда, а ослабление режимов в некоторых зонах парка облегчает жизнь людям и является одной из основных опор социально-экологического развития района», — сказал директор заповедника «Кедровая Падь» Сергей Хохряков.

Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

Одетые по форме экологические патрули 10 школ и команда Центра детского творчества собрались в актовом зале школы №2 п.Славянка. Яркие представления команд с элементами отчета о работе показали, что патрули живут насыщенной жизнью и стараются помочь сохранить природу Хасанского района. 10-ти минутный видеосюжет о национальном парке, подготовленный WWF, еще раз подтвердил, что для спасения леопарда эта территория является ключевой. Здесь же сохраняются последние участки самых богатых лесов Дальнего Востока с мудреным названием: кедрово-широколиственные лиано-грабовые с пихтой цельнолистной.

А потом начались конкурсные выступления. Задача у ребят была сложная: выбрать рядом со своим поселком туристический объект, подготовить его описание, подобрать материал для экскурсии и так подать информацию зрителям, которые выступали в роли будущих туристов, чтобы им захотелось приехать и вживую увидеть этот уголок природы.

Экопатруль школы №2 п.Славянка рассказывал о самом популярном в Славянке пляже – Маньчжурка. Вроде все просто – песок, море. Но кто живет в воде? Кто строит гнезда на песке? Что растет на дне морском? Об этом и поведали ребята во время экскурсии. Не забыли и самое главное: чтобы море и пляж были чистыми, надо убирать за собой мусор.

А у патруля «Спасатели» из школы №1 п.Барабаш объект был и историческим, и природным. Река Мандугай (старое название р.Барабашевки) раньше была судоходной. По ней с моря поднимались пароходы. Потом лес по берегам вырубили, и речка стала мелкой. Теперь только на резиновой лодке можно путешествовать. Что же предложить туристам нацпарка? Рыбалку с удочкой. Ребята рассказали, как и когда можно ловить рыбу, каких животных можно увидеть по берегам, если тихонько сидеть в лодке и наблюдать. А еще о том, как вести себя в парке, чтобы не навредить природе.

Экопатруль школы №2 п.Барабаш представил на суд зрителей туристический объект «Млечный лаз». Это глубокая пещера с несколькими входами и коридорами, образовавшаяся в известняковых белых скалах . Трудность заключается в том, что пещеру еще надо дообследовать, чем и собираются заняться ребята.

Экопатруль «Лотос» из п.Хасан представили экотропу, на которой они рассказывают о растениях, животных, насекомых. Но главное – об истории Хасанских событий в 1938 году, когда японские захватчики пытались вторгнуться на дальневосточную землю. Японцы были разбиты и выброшены за пределы нашей Родины. А за памятниками, посвященным этим событиям, ухаживают школьники. Они и подготовили экскурс в историю для туристов о героизме российских солдат и офицеров.

Что еще предложили нацпарку экопатрули? Небольшой, но очень запоминающийся объект – «Серебряные родники» около села Занадворовка, экотропу «Озеро лотосов» и прогулку по берегу Славянского залива, обзорную экскурсию по полуострову Гамова.

 

Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

Члены жюри долго обсуждали конкурсные проекты. Первое место и путевку на летнюю экологическую смену Друзей национального парка для всех членов экопатруля получили ребята из школы №1 п.Барабаш. А после выступлений на сцене школьники стали участниками 7 мастер-классов, которые провели для них сотрудники Амурского филиала WWFРоссии и Приморского института усовершенствования учителей.

Комментирует Светлана Титова, координатор проектов по ООПТ Амурского филиала WWF России: «Есть такое правило: если ты хочешь что-то сделать, то должен представить конкретный результат в виде картинки, предмета, объекта с его цветом, запахом и звуками. На слете более ста детей смогли представить нацпарк, создавая туристические объекты, прокладывая экологические тропы, готовя экскурсии, сажая кедры, беря интервью и знакомясь с фотокапканами. Некоторые даже придумали для себя будущие профессии, чтобы работать в парке. Из кусочков мозаики сложилась прекрасная картина «Земли леопарда». На ней нашлось место и животным, и людям. Теперь наша задача в том, чтобы ребята совершенствовали свои навыки, работая с настоящими туристами, оборудуя настоящие тропы. Это неоценимая помощь новому парку. Это будущее района и его жителей».

 

Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МАСТЕР-КЛАССАХ:

1.    Мастер-класс «Космический мониторинг»

Самые новейшие технологии, включающие использование космических спутников, удаленных веб-камер, сложных аналитических программ, доступны каждому – вот главная идея, которую узнали и проверили школьники на мастер-классе «Космический мониторинг».

Этот мастер-класс проходил в диспетчерском пункте МЧС администрации Хасанского района, в котором в режиме реального времени происходит обнаружение возгораний и координация тушения пожаров в юго-западном Приморье.

Ребята увидели, как космический аппарат снимает земную поверхность, как передает сигнал о возгорании наземным станциям, наконец, как этот сигнал отображается на специальной веб-карте «Оперативный мониторинг пожаров на Земле Леопарда». Однако самым интересным оказалось знакомство с работой видеокамеры для слежения за пожарами. Управляя камерой, школьники смогли побывать на месте диспетчера, пытаясь обнаружить и зафиксировать лесной пожар.

«Уверен, что юные экологи получили навыки, которые смогут использовать для мониторинга пожаров в своем районе, – говорит координатор ГИС-проектов лесной программы Амурского филиала WWFРоссии Андрей Пуреховский, ведущий мастер-класса, – но главное, что они поняли — чем раньше обнаружен пожар, тем легче его потушить!»

То, что сложный материал, впервые представленный школьникам Хасанского района, лег на благодатную почву, подтверждает заметка в газете «Друзья леопарда» с комментарием участника этого мастер-класса Юлии Осиповой: «В здании администрации нас встретил серьезный программист, который рассказал о современных системах видео и фотонаблюдения за пожарами. Он познакомил нас с интернет-ресурсами, которые следят за противопожарной безопасностью. Теперь я тоже смогу увидеть на сайте, где что горит»

2.    Мастер-класс «Юные журналисты»

На полтора часа обычный школьный класс превратился в редакцию. Первое представление о журналистике 15 ребят получили от профессионалов-практиков – главного редактора газеты «Семь дней в Приморье» Федора Устюгова и пресс-секретаря Амурского филиала WWFРоссии Елены Старостиной. Когда азы – что-где-когда — были усвоены, и все вместе ребята ответили на главный вопрос журналистики – зачем? – началось коллективное творчество: создание стенгазеты «Друзья леопарда». Это название было рождено и принято большинством голосов из множества вариантов, утвердили и девиз газеты: спасай всегда, спасай везде, спасай на суше и в воде! Затем редакторы — 10-классницы из средней школы №1 села Барабаш Лиля Булгак и Настя Похомова провели «летучку», определили главные рубрики и дали задания корреспондентам.

Спецкоры разбежались по другим мастер-классам, чтобы написать заметки о том, что там происходит. Самые смелые – Максим Столповских из Зарубинской школы и Ксения Ковальчук из Барабашской школы №2 пошли добывать комментарии о национальном парке

«Огромное спасибо, ребята, за тот огонь, который горит в ваших сердцах, — сказал юнкорам директор заповедника «Кедровая Падь» Сергей Хохряков. — По роду природоохранной деятельности нам больше приходится стакиваться с людьми, для которых деревья – это только дрова, а олень – кусок мяса. И, честно скажу, иногда опускаются руки. А побывав на слете, четко понимаешь — у «Земли леопарда» есть будущее. Нас всех ждет впереди большая работа. Теперь надо не только словами, но и делами доказать, что национальный парк – это благо, которое мы создаем сейчас, и которым будут пользоваться многие поколения жителей юго-западного Приморья. Это государственная территория, на которой гарантированно никто не уткнемся в шлагбаум с надписью – частная собственность. Учитесь хорошо, становитесь грамотными специалистами и приходите работать в нацпарк!»

А в это время оставшийся в редакции народ рисовал картинки, оформлял заголовок и писал заметки для рубрик «Пятнистое чудо», «Нет – пожарам!». Юные корреспонденты отвечали сами и задавали другим участкам слета главный вопрос газеты: чем мне будет полезен национальный парк «Земля леопарда». Вот некоторые ответы на этот вопрос:

Нацпарк – это не заповедник, его можно посещать свободно, кроме двух территорий. Ко мне в село приезжает много родственников, и им надо что-то показывать. Теперь я могу со спокойной душой звать их к себе в гости и приглашать погулять в национальный парк. Юля Иванова, 8 кл., с. Занадворовка

Я бы стала врачом или ветеринаром для диких животных и работала бы в национальном парке. Я хочу спасать людей и зверей, и мне будет это нравится. Меня очень интересуют редкие животные и специалисты, которые работают с ними. Альфия Хабибуллина, 6 кл., п. Хасан

Чем мне будет полезен нацпрак? Он мне будет полезен тем, что там будет свежий и чистый воздух, который не будет засорять организм.А леопард мне нравится потому, что он красивый и хитрый. Эльвира Корбут, 5 кл. СШ №2 п. Славянка

Теперь я буду уверена, что леопарды сохранятся, и человек будет разумным. Наталья Васильевна Карпова, учитель, СШ п. Хасан

— Леопард – прекрасный зверь. Но он выбывает из Красной книги и попадает в Черную. Леопардов нужно сохранять. Я думаю, для этого и создан национальный парк. Нужно усилить в нем охрану и не разводить костры.  Иван Рочин, 5 кл, СШ пгт.Зарубино

В итоге на свет родилась газета «Друзья леопарда». А, как известно, газета – «не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но и коллективный организатор». Как решили участники мастер-класса, именно СМИ могут и должны стать организаторами просветительской работы и дружественного отношения людей к национальному парку «Земля леопарда».

3.    Мастер-класс «Мониторинг леопарда с помощью фотокапканов»

Зачем биологи каждый год фотографируют леопардов с помощью автоматических «фотоловушек»?

Как устроен фотокапкан и как его правильно установить?

Как «уговорить» леопарда позировать перед объективом?

Почему камеры устанавливаются не по одной, а парами?

Отчего фотоловушки очень редко фотографируют котят леопарда?

На эти и множество других вопросов был призван дать ответы мастер-класс по фотомониторингу леопарда.

Но самым сложным и интересным практическим занятием для юных леопардоведов стало изучение индивидуальных рисунков шкуры по фотографиям. Это вовсе не просто – найти характерные «розетки» на одном фото и тщательно сравнить их с «розетками» на другом снимке. А ведь именно это неторопливое занятие позволяет специалистам со стопроцентной уверенностью заключить: один и тот же зверь на снимках – или разные.

В соревновании трех команд, получивших одинаковый набор фотокарточек, победила дружба. Все команды уверенно распознали четырех разных зверей. А вот старик Толстый, леопард-хозяин заповедника «Кедровая Падь», юных леопардоведов запутал. В нем команды признали…трех разных зверей…

«Конечно, ребята были огорчены ошибками. Но на самом деле команды показали очень приличные результаты в распознавании разных леопардов по фотографиям, — говорит ведущий мастер-класса Василий Солкин — автор фильмов о леопарде, знающих многих из них лично «в лицо», заместитель директора Амурского филиала WWFРоссии. Не каждый взрослый биолог за столь короткое время, да еще в азарте соперничества команд, справился бы лучше».

4.    Мастер-класс «Посади лес для леопарда»

А еще во дворе школы №1 п.Славянка теперь растут кедры. Это подарок от экопатрулей слета, участников мастер-класса «Посади лес для леопарда», который провели Ольга Сасс, сотрудник отдела по связям с общественностью и Георгий Лихачев, координатор проектов  Амурского филиала по лесовосстановлению юго-западного Приморья.

На мастер-классе юные экологи узнали о проекте WWFи Ситибанка «Посади лес для леопарда», в котором в прошлом году приняли участие более 200 хасанцев – школьников и взрослых и вместе с другими добровольцами посадили 576 тысяч кедров на Земле Леопарда.

Ребята узнали все о кедре – дереве жизни. Георгий Лихачев не только рассказал о секретах его посадки, но и  показал юным экологам на практике, как посадить кедр и как правильно за ним ухаживать.

В этом году у экопатрулей будет возможность подарить национальному парку «Земля леопарда» кедровый лес и принять участие 13 мая в празднике «День кедра».

Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

5.      Мастер-класс «Сохраним «Землю леопарда» от пожаров»

Школьники из семи поселков Хасанского района, неравнодушные к проблеме сохранения национального парка от пожаров, собрались в актовом зале и стали участниками этого мастер-класса. С ними провел тематическое занятие Андрей Фереферов, координатор по противопожарной работе Амурского филиала WWFРоссии. Ребята узнали о видах возгораний в лесу, отвечали на вопросы друг друга о причинах лесных палов и последствиях от огня и дыма для атмосферы, климата, растительного и животного мира. Они познакомились  с экипировкой огнеборцев в лесу и работой противопожарного оборудования – аппаратами воздушного тушения «Хускварна» и «Паулан».

Просмотр короткометражного фильма, работа с картами по статистике пожаров и прокладке сети минерализованных полос – тоже стали частью работы мастер-класса. А еще юным экологам была показана фотопрезентация по работе добровольцев на восстановлении лесов от пожаров на примере провинции Сарабури в Таиланде.

Особое оживление в зале было при проведении ролевой игры. Школьницы из Барабашской СШ №  учились сами и учили других участников навыкам грамотно работать с местными жителями и гостями района по пропаганде противопожарных мероприятий с использованием листовок WWF.

«Участники экопатрулей теперь знают, как осматривать местность в долине реки Рязановки с помощью видеокамеры на вышке сотовой связи МТС. И хотя нового лесного пожара во время работы мастер-класса никто не обнаружил, все равно было очень интересно и вызвало много вопросов. Ребята увидели на большом экране архивные космические снимки по пожарам на юго-западе Приморья и смогли через Интернет увидеть в реальном времени горящие территории на Дальнем Востоке России», — говорит Андрей Фереферов.

Добавим, что в газете «Друзья леопарда», которую выпускали юнкоры на Слете, в рубрике «Нет — пожарам!» школьники высказали свое отношение к этой важной проблеме.

Для того, чтобы не было пожаров, надо увеличивать штрафы за разведение костров в лесу и усиливать охрану лесов, — считает шестиклассник Максим Столповских из пгт Забубино.

Я считаю, чтобы не было пожаров, не нужно поджигать спички и бросать их на землю, — пишет пятиклассника Александра Светлакова из Славянки.

Чтобы сохранить зверя от огня, надо сделать охрану для леса и убедить людей, что они убивают красивых и нужных животных, — делится своим решением вопроса Алевтина Федосеева из Славянки

6.      Мастер-класс «Юный экскурсовод»

На первом этапе вместе с руководителем этой мастерской – доцентом Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Еленой Меделян

ребята пришли к единодушному мнению, что гид – очень важное связующее звено между человеком и природой. Экскурсоводу надо уметь находить правильные приемы формирования у туристов заботливого отношения к природе своей малой родины.

Ребята учились разрабатывать экскурсионный маршрут: он должен отражать особенности уникального ландшафта Хасанского района, знакомить туристов с краснокнижными растениями и животными, быть безопасным и удобным на всем протяжении. Каждая остановка или станция тропы должны стать открытием нового и ранее незамеченного в природе для посетителей. На одной можно показать охраняемые растения, полюбоваться их красотой и сделать зарисовки, фотографии. На другой — увидеть таинственные следы и узнать что-то новое об обитателях леса. На третьей можно послушать звуки природы, попробовать узнать их. Важно, чтобы любой участник экскурсии понял, что природа может разговаривать с нами на разных языках – художника и поэта, скульптора и музыканта. А еще она может дать возможность быть ученым, измеряя возраст и высоту деревьев-великанов, научит по приметам ориентироваться в лесу: определять по наличию мхов стороны света, а с помощью лишайников — степень загрязнения леса.

Юные экскурсоводы разработали экологические маршруты, оценили их сильные и слабые стороны, познакомились с игрой «Нити жизни», открывающей тонкие невидимые связи разных компонентов лесных экосистем, научились пользоваться полевым планшетом и компас.


Слет друзей национального парка «Земля леопарда»

7.    Мастер-класс «Проектируем объекты экологического туризма»

Самая большая проблема Хасанского района – безработица жителей маленьких сел и деревень. На территории национального парка «Земля леопарда» их три: Занадворовка, Филипповка и Овчиновка. От ведущей мастер-класса Светланы Титовой, координатора проектов по ООПТ Амурского филиала WWF России, ребята получили задание подумать, как можно трудоустроить жителей этих сел, оказав помощь нацпарку в организации туризма

Филипповка расположена прямо около главной трассы района. Традиционно жительницы деревни выносят к дороге пироги, блины, шанежки, молоко, варенец и другие продукты, произведенные на своем подворье. Но торговать им негде. Ребята придумали придорожное кафе «Избушка на курьих ножках» и уличные беседки, в которых можно будет не только купить вкусную продукцию, но и попить чай с пирогами да блинами. А нацпарк выложит здесь свои информационные буклеты и карты для туристов.

Занаворовка имеет большой клуб, который сегодня закрыт. Школьники решили, что смогут найти спонсоров и открыть клуб «Мастер на все руки». Многие туристы хотят научиться делать что-то своими руками. У них будет возможность попробовать лепить из глины, из соленого теста, делать поделки из природного материала. Тем, кто любит путешествовать будет предложен мастер-класс по навыкам туризма: установка палатки, правила разведения костра, переправа через реку, переход через болото. Если устал ехать на машине, можно просто пробежаться по дорожке два-три километра вдоль живописной долины реки.

А девочки предложили приглашать молодых людей в свадебное путешествие в нацпарк: фотосессия на природе, свадебный букет из природного материала, памятные фенечки с леопардом!

Овчиновка расположена в глубине нацпарка. Жителей там всего около 40. А работать негде. Проект, который придумали ребята, называется «Путь в будущее». Нацпарк начнет создавать туристические объекты на своей территории. От деревни силами местных жителей будет проложен экологический маршрут со стоянками, который они сами будут обслуживать: обеспечивать туристов дровами, следить за состоянием кострищ и туалетов, убирать мусор и проводить экскурсии. Ведь в деревне есть 6 школьников. Когда в нацпарк начнут передавать раненых или больных животных, жители Овчиновки построят вольеры для лесных обитателей и организуют маленький зоосад. Если животное нельзя будет вернуть в природу, оно останется жить в зоосаде, и будет помогать привлекать туристов. А кормить животных, ухаживать за ними тоже будут жители деревни, принятые на работу в нацпарк. По расчетам школьников более 20 человек из этой деревни смогут найти себе работу в нацпарке «Земля леопарда».

За дополнительной информацией обращайтесь к Светлане Титовой, координатору программ  Амурского филиала WWF России по ООПТSTitova@amur.wwf.ru и

 Елене Старостиной, пресc-секретарю Амурского филиала  WWF России,

тел. во Владивостоке (423)241-48-68, факс  241-48-63  EStarostina@amur.wwf.ru

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Последние статьи

Свежие комментарии