Почему губернатор второго по величине российского города, один из известнейших политиков страны, стала баллотироваться в депутаты на муниципальном уровне? — вопрошает на страницах Foreign Policy журналистка Юлия Йоффе. И сама же отвечает: «Все просто: выборы — первый ход в закулисном повышении Матвиенко по службе, организованном Кремлем». Теперь Валентина Матвиенко имеет право занять пост спикера Совета Федерации — третий по важности в политической иерархии России. «Она получит доступ к ядерным кнопкам, если Медведев и Путин не смогут выполнять свои обязанности по состоянию здоровья», — поясняет автор.
«В мире российской политики, где все вверх тормашками, служебный рост Матвиенко (как ожидается, ее новое назначение утвердят в сентябре) будет совершенно заслуженным», — иронизирует автор. По мнению Йоффе, Матвиенко «тратила время преимущественно на то, чтобы оттолкнуть от себя своих подданных». Автор упоминает о проекте «Охта-Центра», протесты против которого породили одно из самых организованных и влиятельных российских общественных движений. Матвиенко «имеет отношение и к другим спорным строительным проектам, в том числе к роскошному центру дзюдо за 100 млн долларов — объекту клуба дзюдо «Явара-Нева», почетным президентом которого является Путин», говорится в статье. Автор упоминает и порт «Морской фасад», и реконструкцию Кировского стадиона, и полную неспособность Санкт-Петербурга справиться с последствиями снегопадов. «Тем временем сын Матвиенко Сергей разбогател настолько баснословно за столь короткий срок, что многие подозревают: он извлекает денежную выгоду из маминых знакомств», — говорится в статье.
«Так почему же эта женщина вот-вот станет спикером сената? На деле Кремль таким образом выпроваживает ее на пенсию. Трудно припомнить, голосовал ли хоть раз Совет Федерации против какого-либо законопроекта. Трудно также назвать имена хоть одного сенатора, но легко припомнить, почему эти люди там оказываются: многие представители региональных элит, если учесть их легендарное, темное прошлое, вряд ли могут обойтись без сенаторского иммунитета», — говорится в статье.
По мнению автора, Матвиенко самое место в Совете Федерации, так как «она стала альбатросом на шее «Единой России» (отсылка к «Cказанию о старом мореходе» Колриджа. — Прим. ред.). Реальный рейтинг Матвиенко еще ниже официального, сообщили журналистке источники, знакомые с секретными соцопросами, которые проводятся по заказу Кремля.
«В мэрии люди ходят с вытаращенными глазами, глаза как тарелки. «Единая Россия» в панике», — сказал некий петербургский источник. «По некоторым сведениям, кремлевские опросы показали, что рейтинг «Единой России» в среднем по стране — ниже 50%, а в Петербурге и других крупных городах — около 30%», — говорится в статье.
«Матвиенко реально могла запороть парламентские выборы во втором по важности российском городе. Она также неразрывно связана со своим ментором Путиным. Ее нельзя было не отправить в отставку», — пишет автор.
Непопулярность Матвиенко означает, что ей трудно победить на выборах где бы то ни было. «Но Матвиенко и ее кремлевские покровители справились со сложной задачей», — констатирует Йоффе. Чтобы организовать выборы, депутатов от четырех муниципальных округов побудили снять с себя полномочия. Затем Матвиенко ввела в заблуждение потенциальных соперников — «сделала так, чтобы никто не догадался, где она на самом деле собирается баллотироваться, пока не истечет 30-дневный срок регистрации кандидатов». Ее соперники на выборах, «похоже, были подставными лицами «Единой России».
«Были и другие странные происшествия», — продолжает Йоффе, упоминая об аресте Немцова, который ходил по квартирам и агитировал портить бюллетени, чтобы выборы были признаны недействительными. По данным журналистки, Немцова задержали два раза за день, а в интервале между арестами активисты «Наших» кидали в него камнями и яйцами. После второго ареста «на обочине материализовалась толпа старушек, которые ругали Немцова и хвалили бедную беззащитную Матвиенко. Позднее местные блогеры узнали в одной из них ту же бабушку, которая недавно со слезами на глазах благодарила губернатора на публичном мероприятии», — говорится в статье.
«После нашего ареста полиция наводнила дом, где мы ходили по квартирам. Дом был 15-этажный, на каждом этаже поставили полицейского. Они не впускали людей назад в дом, начали всех допрашивать о листовках», — сказал Немцов в интервью. Он полагает, что эти люди равнодушно относились к выборам, но после такой истории пошли голосовать против Матвиенко.
«Но о том, как они проголосовали, мы, видимо, никогда не узнаем, поскольку в воскресенье на избирательные участки не пускали независимых наблюдателей», — пишет автор. В округе «Петровский» избиратели были на одно лицо — это были курсанты. В округе «Красненькая речка» голосовали под музыку, а также бесплатно фотографировали избирателей на память и проводили медицинские обследования. И там, и там Матвиенко набрала более 94% голосов.
«Ее место в Петербурге — на время, а скорее всего, и на будущее — занял высокопоставленный чиновник Георгий Полтавченко, известный своей безликой дипломатической эффективностью при обуздании непокорных коллег», — пишет автор, проводя параллели с уходом Лужкова и назначением Собянина. «Теперь, с отставкой последнего из чересчур ярких мэров, сцена в максимальной мере принадлежит Путину», — говорится в статье.
Последним решением Матвиенко в губернаторском кресле была продажа консорциуму Аллы Пугачевой крупного земельного участка за 39 млн рублей. «Эксперты говорят, что он стоит как минимум в 10 раз дороже. Кто, по слухам, связан с этим проектом? Сергей, сын Матвиенко», — замечает автор.