Home / На Дальнем Востоке разворачивается борьба за Арктику

На Дальнем Востоке разворачивается борьба за Арктику

На Дальнем Востоке разворачивается борьба за АрктикуВ навигацию 2011 года, по оценкам экспертов, объем перевозок по Северному морскому пути (СМП) составит порядка шести миллионов тонн в восточном направлении и три миллиона — в западном. Это означает возрождение главной транспортной магистрали Арктики.

Начало пути

Навигацию-2010 уже назвали отправной датой в новой истории СМП — арктическая дорога восстанавливается для торгового судоходства и международного транзита грузов. За два месяца по Северному морскому пути прошли четыре судна различных типов и характеристик.

Экспериментальный рейс танкера «Балтика» состоялся в августе. Он доставил газоконденсат из Кольского залива в Китай. Экономия времени (по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал) — 20 суток в один конец, а сокращение расходов на мазут — почти на миллион долларов. В сентябре из Норвегии в КНР прошел датский балкер с грузом железорудного концентрата. Затем пассажирский паром «Георг Отс» преодолел путь от Санкт-Петербурга до Владивостока, а дизель-электроход «Мончегорск» с грузом металла — от Мурманска до Шанхая.

Важнейшая цель сквозных проходов по Арктике — реанимировать Северный морской путь и использовать его для экспорта российского сырья на азиатский рынок.

Двадцать лет назад объемы перевозок по СМП достигали почти семи миллионов тонн в год, сейчас — около двух. Реформы и кризис 1990-х годов привели к тому, что арктическая инфраструктура стала разрушаться, были упразднены органы управления, и арктическая транспортная система оказалась децентрализована.

Сегодня северная артерия России вновь привлекает внимание грузоотправителей и грузоперевозчиков как нашей страны, так и других государств. Интерес зарубежных судоходных и деловых кругов определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, СМП — выгодная с экономической точки зрения альтернатива осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. С другой стороны, Севморпуть интересен иностранцам для перевозки минерального сырья из арктических регионов России.

Для нашей страны СМП — это выгодный и надежный ключ к природным кладовым Севера, Сибири и Дальнего Востока. В прилегающих к Арктике районах содержится 35 процентов мировых запасов нефти и газа. Здесь добывается 98 процентов алмазов, 90 — золота, а также никель, платина. В совокупности это составляет пятую часть национального дохода страны.

— Нам необходимо восстанавливать северное судоходство не только для обеспечения разработки арктических шельфовых нефтегазовых месторождений и осуществления международного транзита, но и для ритмичного завоза грузов в отдаленные пункты региона, снабжения населения всем необходимым, — отмечает полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

В порт! В порт!

Проводки судов по СМП показали необходимость создания в Арктике качественной инфраструктуры для снабжения торгового флота, средств МЧС и безопасного мореплавания. В частности, когда планировался проход парома «Георг Отс», возник вопрос о его бункеровке.

— Ближайший после Мурманска порт, где смогли осуществить бункеровку, — чукотский Певек, причем топливо для заправки парома пришлось завозить туда также морским путем. Этот пример показывает: необходима инфраструктура, обеспечивающая проходы судов и безопасность транспортировки опасных грузов, так как аварийные ситуации в Арктике могут привести к более тяжелым последствиям, чем в обычных условиях, — говорит глава «Росморпорта» Игорь Русу.

Между тем большинство портов арктического побережья, некогда являвшихся единой инфраструктурой СМП, пребывает в удручающем состоянии. Их работа, за исключением Дудинки, убыточна. Грузооборот портов с 1987-го по 2011 год, по данным экспертов, сократился более чем в три раза, а некоторые (Амдерма, Диксон) фактически прекратили свою деятельность.

По оценкам, в инфраструктуру СМП необходимо вложить 46,5 миллиарда рублей. Эти средства потребуются на обновление ледокольного флота и совершенствование системы управления, модернизацию арктических портов и создание современной системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.

— Развитие Северного морского пути прежде всего связано с развитием портового хозяйства, — заявляет полпред. — На Дальнем Востоке это Тикси, Певек, Анадырь и Петропавловск-Камчатский. За развитием портов, естественно, последует развитие территорий.

Камчатский хаб

Дальневосточные специалисты считают, что развитие торгового северного судоходства настоятельно требует создания хаба и таким портом, выполняющим функции концентратора-распределителя, должен стать Петропавловск-Камчатский. Этот базовый порт на восточном плече СМП будет предоставлять услуги снабжения, бункеровки, судоремонта, технического и иного межрейсового обслуживания судов.

Проект развития порта Петропавловск-Камчатский подготовили правительство Камчатского края и группа компаний, которая является логистическим оператором северного завоза на российский северо-восток.

Директор департамента стратегического развития данной ГК Галина Науменко считает, что здесь есть возможность накопления, хранения, сортировки контейнерных партий при доставке обычными — без ледового класса — судами под российским и иностранными флагами до Петропавловска-Камчатского и погрузки на специализированный флот для дальнейшей транспортировки по СМП.

Развитие Петропавловска-Камчатского в качестве порта-хаба прописано в стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года. В документе отмечено, что «потенциальные возможности Петропавловск-Камчатского морского порта для обеспечения транзита международных грузов в контейнерном виде очевидны. При значительном увеличении объемов обрабатываемых грузов и модернизации портовой инфраструктуры возникает возможность повысить привлекательность порта для захода морских судов под российским и иностранными флагами».

А перспектива создания особой экономической зоны в Камчатском крае будет способствовать формированию льготных условий для работы и российского, и иностранного бизнеса. Наконец, порт сможет привлечь транзитный грузопоток из стран АТР, и в первую очередь из КНР, через порты юга Приморья.

— С одной стороны, Петропавловск-Камчатский может быть хабом, служить для депонирования и перевалки грузов, поступающих из Тихоокеанского бассейна, — рассуждает старший научный сотрудник географического факультета МГУ Федор Романенко. — С другой — порт сам оторван от материка, и перевозки по восточному сектору СМП сейчас проще выполнять через реку Лену, верхнее течение которой связано железной дорогой со всем миром.

Тем не менее Петропавловск-Камчатский вполне может стать базовым портом. Дело в том, что использовать более удобный порт Провидения круглый год невозможно из-за ледовых условий, а Ванино, Восточный и Находка лежат слишком далеко на юге. Порт Эгвекинот требует существенного расширения, а работа Певека осложняется его труднодоступностью и сезонностью.

Как указывают эксперты, перспективы формирования хаба в Петропавловске-Камчатском имеют шансы на реализацию, но это может произойти, если параллельно будут решаться и вопросы формирования железнодорожного сообщения полуострова Камчатка с материком.

В 2009 году российские инженеры представили схему Ленско-Камчатской железнодорожной магистрали (ЛКМ). Эта дорога протяженностью около 5 тысяч километров позволила бы соединить незамерзающий порт Петропавловск-Камчатский с Западной Сибирью и югом Дальнего Востока, создать еще один выход к побережью Тихого океана. ЛКМ возможно соединить с действующими дальневосточными железнодорожными трассами — БАМом и Транссибом. Магистраль обеспечила бы надежную транспортную связь труднодоступных в настоящее время районов Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Магаданской области и Камчатского края между собой и с остальной территорией страны.

Арктическая дорога жизни

Вдоль берегов Якутии проходит одна треть СМП, республика имеет два морских порта. Несколько крупных судоходных рек впадают в Северный Ледовитый океан, создавая разветвленную водную сеть транспортных артерий всего северного края.

В Республике Саха перспективы СМП рассматривают по двум направлениям его использования.

— Первое — это безусловное возрождение Севморпути для устойчивого развития арктических районов России. Без этого шага Север можно «закрывать», — объясняет советник президента Якутии, председатель Торгово-промышленной палаты РС(Я) Владимир Членов. — Для нас восстановление СМП означает обеспечение эффективного судоходства на участке от устья Анабара до устья Колымы. В результате должны получить развитие элементы транспортной системы, находящиеся в федеральном ведении, — навигационное, гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, аварийно-спасательные суда, дальняя радиорелейная и космическая связь. Второе направление — обновление судов типа «река — море». Вопрос их реновации в условиях неуклонного старения флота приобретает жизненно важное значение для республики. Только этими судами можно завозить энергоносители и продовольствие в арктические районы, а также вести разгрузку морских танкеров, прибывающих по Севморпути.

Для республики Северный морской и внутренние водные пути — это единый транспортный комплекс, единый механизм северного завоза грузов. Кроме того, важным аспектом является взаимосвязь СМП с другими транспортными коммуникациями Якутии. Строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск позволит соединить широтные внутриреспубликанские автодороги, Транссибирскую магистраль и БАМ с одной стороны и Севморпуть — с другой. На отдаленную перспективу изучаются варианты строительства Трансконтинентальной железной дороги через Чукотку с выходом на Берингов пролив, а также Севсиба и Полярной магистрали.

Что же касается ближайшей перспективы, то по территории Якутии прокладывают меридиональные железнодорожные пути — от Хани до Олекминска, от Усть-Кута до Ленска, Мирного, от Улака до Эльги. От них разовьются «широтные отростки» к месторождениям полезных ископаемых к стройкам новых гидростанций на юге республики.

— Сходясь лучами в Якутске, как в большом транспортном узле, из которого на север только одна меридиональная магистраль — река Лена, все транспортные потоки будут перераспределены на водный путь. Так образуется мощный и выгодный смешанный железнодорожно-водный транспортный коридор не только на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, но и из Китая, Кореи и других стран АТР на Севморпуть, — резюмирует Владимир Членов. — Собственно, мы предлагаем совершенно уникальную схему. И я верю, что с этим транспортным коридором связано будущее всего Дальнего Востока. Сравните: путь из Владивостока по экватору в Европу занимает больше месяца, из Владивостока по СМП через Берингов пролив — 15-20 дней, из Владивостока через Якутск — Тикси в ту же Европу — всего 10 дней. То есть мы предлагаем путь через пять морей из десяти — в два раза короче и безопаснее.

Справка «РГ»

Северный морской путь (историческое название Северо-восточный проход) — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 километров. Впервые пройден с запада на восток в 1878-1879 годах шведской экспедицией Норденшельда. За одну навигацию Севморпуть впервые пройден в 1932 году советской экспедицией Отто Шмидта.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Последние статьи

Свежие комментарии