Принято считать, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но во Владивостоке живет энтузиаст, усилиями которого древний автолом превращается в раритет. Это почетный гражданин города Владивостока, создатель музея автомотостарины Николай Шульжицкий, которому в прошлую субботу исполнилось 75 лет. Этой дате посвящена выставка, которая сегодня открывается в стенах музея Шульжицкого. Здесь будет шумно и многолюдно: в гости к Николаю Алексеевичу придут политики, бизнесмены, соратники и просто те, кто интересуется историей автомобилестроения. Корреспонденты «В» побывали накануне этих событий в гостях у юбиляра.
Об уникальных экспонатах музея автомотостарины, который сегодня является визитной карточкой города Владивостока, Николай Шульжицкий может говорить часами. Я попросила своего собеседника, чтобы он рассказал о себе, но постоянно ловила себя на мысли, что его биография тесно переплетается с историей отечественного автомобилестроения.
Николай Шульжицкий родился в городе Туапсе. Его родителей по комсомольской путевке направили поднимать экономику Дальнего Востока, так в 1938 году семья перебралась во Владивосток.
– Николай Алексеевич, когда у вас появился интерес к автомобилям?
– До 14 лет я занимался легкой атлетикой, но сам не заметил, как оказался в секции мотоциклистов при Доме пионеров. Мотоспорт был увлечением, а свою жизнь я хотел связать с авиацией. Но не прошел по состоянию здоровья, поэтому поступил в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище на специальность «Судоремонт». Теперь такой уже нет...
Первый мотоцикл у меня появился в 1950 году. Это был «Индиан»-911. Я ездил на нем по улицам и пугал горожан.
– А чем он мог испугать владивостокцев?
– Внешним видом и, пожалуй, своим годом выпуска. Для нужд армии Россия закупила у Америки в 1914 году целую партию, и пара экземпляров оказалась во Владивостоке. Мы с друзьями три месяца работали в порту – таскали ящики и заработали 1100 рублей. На них и купили байк. Сначала его чинили, а потом катались по очереди.
В кузове жили куры
– А какой автомобиль был у вас самым первым и почему выбор пал именно на него?
– Это был ДКВ Ф-5 1933 года выпуска. У одного из жителей города в сарае стояли его кузов, в котором жили куры, и отдельно мотор. Я продал два своих мотоцикла и за 500 рублей купил все это богатство. Из него всю зиму собирал машину: перебирал двигатель, вытачивал детали, красил… Пришлось немало потрудиться, чтобы к лету автомобиль был на ходу.
В начале 80-х годов у меня появился новый автомобиль «Волга» (ГАЗ-24). Она была изумительно белого цвета. В то время это был один из лучших образцов советского автопрома. «Настоящим» директором называли тех, кто ездил на «Волге», правда, черного цвета.
Машину мне выделили по распоряжению крайкома партии. Дело было зимой. Я отправился на базу. Ее территория была засыпана глубоким снегом, поэтому, чтобы не ходить по нему, я взял ту, которая стояла у ворот. Она была без пепельницы, в царапинах и не заводилась.
– Так вы ее толкали до дому?
– Нет. Ее взяли на буксир, доставили в автопарк и привели в порядок. (Сегодня у Шульжицкого – «Тойота-Краун», которую подарил ему младший сын. – Прим. автора).
Они были первыми
– Где находились самые первые экспонаты вашего музея?
– Два десятка автомобилей сначала установили на площадке краевой ГАИ, прямо под открытым небом. В то время начальником был Волков, который всегда гордился нами и любой комиссии демонстрировал возможности уникальных машин.
А на месте, где сейчас располагается музей автомотостарины, находилась кислородная станция Дальзавода. В конце 90-х годов прошлого века эти помещения пустовали. Я пришел на прием к директору Дальзавода Сергею Кучеренко с просьбой посодействовать созданию музея. Он не отказал, но взамен попросил восстановить кислородную станцию на территории завода. К удивлению судоремонтников, работу мы исполнили быстро и за это по остаточной стоимости приобрели строения старой станции. Здесь в то время царила разруха. Сначала расчистили территорию, потом уложили асфальт. Нашли спонсора. Так общими усилиями и восстановили здание, а потом выкупили мастерскую. 28 марта 2001 года музей был открыт.
Николай Алексеевич не раз становился чемпионом края по мотогонкам. Видимо, гены передались по наследству. Сейчас ему помогают дети и внуки. Старший сын Олег – директор музея. Увлекались картингом внуки – Александр, Артур и Марк. Самый способный картингист – Марик. Не даром на базе музея работает спортивно-технический клуб «Гамма».
– Чем гордитесь больше всего?
– Я просто работал, – скромно отвечает юбиляр. – А партия посылала в самое пекло. К примеру, в 1973 году направили в автобусный парк, тот самый, который располагается на улице Корнилова. Несколько раз вызывали в горком партии, где председателем был Николай Мальков по кличке Кровавый. Он и отправил меня на передний фронт работы. Через три года проблема с общественным транспортом была решена. Ежедневно на маршруты города выходило 360 машин, а весь автопарк состоял из 450 единиц. Тогда же создали второй автопарк, в районе памятника минерам. В администрацию города направили обоснование, что он необходим для встречных перевозок. Каждое утро водителям приходилось совершать необоснованные пустые пробеги из отдаленных районов города.
– А что дороже – автомобили или мотоциклы?
– И то и другое. Недавно приезжал японец и просил продать первый «Харлей – Дэвидсон» (у них он называется «Рику», в 1933-1935 годах их выпускала японская промышленность). Все они были утеряны, но житель Приморья приехал на таком домой после боев в Маньчжурии. Еще один его земляк писал книгу о мотоциклах и попросил дать информацию о сохранившемся экземпляре. Мы выкатили его из гаража, подготовили, протестировали и даже покатались, но составитель каталога так и не приехал во Владивосток.
Сегодня в музее 40 автомобилей и 60 мотоциклов. В самой экспозиции выставлено 30 мотоциклов, а остальные ждут своей очереди. У нас имеются первые советские автомобили и мотоциклы, лимузин, вездеход и другое. Много машин, которые ходили по фронтовым дорогам. К примеру, «реликтовый» отечественный автомобиль ГАЗ ААА, который буквально вытащили из болота у поселка Арму.
Пароль не нужен, нужен автомобиль
– На выставке «Николай Шульжицкий: автомобиль – моя стихия» представлены фотодокументы разных лет. Что за любопытная автоколонна изображена на снимках 60-х годов?
– Мосфильм снимал во Владивостоке историко-революционный фильм «Пароль не нужен». С собой привезли реквизит – автомобили. Меня вызвали в крайком партии и попросили отремонтировать эти машины, чтобы они двигались не на буксире, а на собственном ходу. По сценарию герой актера Николая Губенко Василий Блюхер должен был появиться на фаэтоне. Это был 1967-й – юбилейный год. Исполнилось полвека Великой Октябрьской революции, и с участием этих авто планировалось провести торжественное шествие. Мы восстановили технику и еще целый месяц ездили по городу, после чего ее у нас забрали.
Единственный мост, соединяющий районный центр Усть-Камчатск с остальной территорией Камчатского края, проломился, когда по нему проезжал бензовоз с прицепом. Как сообщает в среду, 11 января,...
Международная организация "Репортеры без границ" опасается, что после депортации московского корреспондента британской газеты Guardian Люка Хардинга из России такие случаи могут повториться, заявила...
Международная обстановка осталась неустойчивой, а основа для восстановления мировой экономики - хрупкой. В мире непрерывно появляются новые обстоятельства и проблемы, отметил Ху Цзиньтао во время...
В пятницу, 1 февраля, на сцене "FESCO Hall", группа "Мумий Тролль" во главе с ее бессменным лидером Ильей Лагутенко дала Большой домашний отчетный концерт, который состоялся совместно с детским хором...
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя Правительства РФ и лидер регионального списка «Единой России», считает: предстоящая избирательная кампания не будет простой для партии...
Прокуратура проверяет информацию о забастовке турецких рабочих, занятых на строительстве Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский во Владивостоке, сообщает РИА...
Президент Адвокатской палаты Приморского края Борис Минцев, офис которого находится буквально в 100 метрах от Театрального сквера Владивостока, очень обрадовался, узнав о том, что там будет...
Единственный мост, соединяющий районный центр Усть-Камчатск с остальной территорией Камчатского края, проломился, когда по нему проезжал бензовоз с прицепом. Как сообщает в среду, 11 января,...
Международная организация "Репортеры без границ" опасается, что после депортации московского корреспондента британской газеты Guardian Люка Хардинга из России такие случаи могут повториться, заявила...
Международная обстановка осталась неустойчивой, а основа для восстановления мировой экономики - хрупкой. В мире непрерывно появляются новые обстоятельства и проблемы, отметил Ху Цзиньтао во время...
В пятницу, 1 февраля, на сцене "FESCO Hall", группа "Мумий Тролль" во главе с ее бессменным лидером Ильей Лагутенко дала Большой домашний отчетный концерт, который состоялся совместно с детским хором...
Игорь Шувалов, первый заместитель председателя Правительства РФ и лидер регионального списка «Единой России», считает: предстоящая избирательная кампания не будет простой для партии...
Прокуратура проверяет информацию о забастовке турецких рабочих, занятых на строительстве Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский во Владивостоке, сообщает РИА...
Президент Адвокатской палаты Приморского края Борис Минцев, офис которого находится буквально в 100 метрах от Театрального сквера Владивостока, очень обрадовался, узнав о том, что там будет...
Новости Владивостока. Сотни семей смогут получить землю в пригороде Владивостока.
Какие же новости Владивостока сегодня? Сейчас остро стоит вопрос об успешном использовании всех санитарно-охранных зон в интересах всех жителей города – это задача, которую поставили перед собой власти приморской столицы. Такие свежие новости Владивостока распространились быстро среди населения и не только. Согласно последним изменениям в Земельном кодексе России сейчас лечебно-оздоровительная местность, а также все курорты исключили из так называемых категорий охраняемых территорий. Потому как на это были свои причины. Какие именно это причины?
Это означает, что с зоны, которая является территорией от поселка Трудовое и до самого района Седанки сняты все ограничения. Сейчас такие участки будут выдавать многодетным, а также молодым семьям данного города. Более подробно об этом мы сейчас сможем узнать. Данные новости приморья и Владивостока распространяются быстрыми темпами.
Еще в советское время в пригороде города существовало довольно много санаториев, каждый из которых имел в своем ведении достаточно большие территории. В настоящее время многие здравницы уже прекратили свою деятельность, а вот сама земля осталась. Она формально является бесхозной. Такой землей никто не распоряжается и, главное, не может распоряжаться, потому что она считалась охраняемой. Эти новости приморского Владивостока не могут не волновать общественность.
Тем не менее, многим частным лицам это не помешало присваивать себе различные участки в пригороде. Именно здесь возводят коттеджи и частные дома, а после через суд начинают добиваться оформления земли на собственность. Существует еще один большой вопрос – что же осталось от второй санитарной зоны после хозяйств частников.
Мэрией города не один раз поднимался вопрос о надобности перевода второй санитарной зоны из охраняемого статуса в свободный. Также рассматривался важный вопрос об оформлении ее в собственность города. Для чего это нужно? Такое решение очень важно по той причине, что с его помощью можно решить различные задачи, которые ранее считались неразрешимыми. К большому сожалению, раньше такой вопрос мало кого волновал. Именно поэтому так много частников смогли прожить за чей то счет и даже не платить при этом ни копейки.
В первую очередь для того, чтобы абсолютно всем частникам не удавалось более незаконно присваивать участки себе. Если раньше многие частники умудрялись различными подпольными способами присваивать такую территорию себе и делали все возможное для того, чтобы жить там в свое удовольствие. Что же касается иных нуждающихся, которым остро необходимо было жилье и земля, то до них, к сожалению, никому не было дела. Сейчас такой вопрос можно сказать решен.
Однако самая главная цель – это отличная возможность выдавать землю тем категориям людей, кому это необходимо. То есть, тем горожанам, которые нуждаются в земле. Такие новости Владивостока и приморского края сложно оставить без внимания.
Многие многодетные семьи, наверняка, с большой радостью согласятся поселиться в Садгороде. Тем более, что непосредственно у многих таких семей просто нет постоянного жилья. Сейчас, когда все ограничения на данную территорию будут сняты, властям нужно будет провести большую работу по инвентаризации, а также учету всех земель, коммуникаций и сетей которые остались. Необходимо будет подготовить всю документацию, которая уже не ввелась примерно 20 лет. Это очень большой объем работы.
Прямо сейчас в администрации города приступили к срочному оформлению участков во второй санитарной зоне для выдачи всем многодетным семьям. В самые ближайшие месяцы около 200 семей уже смогут получить землю. Была начата активная работа по инвентаризации, а также приведению всех документов в порядок. Поэтому количество семей, которые смогут получить участки в данной зоне, будет расти.
Следует отметить, что территория второй санитарной зоны считается неразграниченной. Иными словами, ею распоряжаться имеют правило только две структуры. То есть, сама мэрия Владивостока, а также администрация Приморского края. Например, мэрия может активно использовать такую землю непосредственно для выдачи участков всем многодетным семьям, но при условии, что краевая власть предоставит согласие на это. Для всех иных целей городская власть не имеет право использовать все наразграниченные земли.
Также в свою очередь администрация Приморского края вправе распоряжаться целыми сотнями гектаров земли в пригороде города и бывшей санитарно-охранной зоной в тех целях, которые она сочтет нужными. Это были самые последние новости Владивостока, которые разошлись довольно быстрыми темпами. Теперь остается лишь надеяться на то, что вся земля будет роздана тем людям, кому действительно это нужно. Кроме того, все действия, которые предпринимаются, будут подлежать строгому контролю. В связи с этим напрашивается вывод о том, что сейчас ситуация изменится к намного лучшему.
Если у Вас есть желание узнать больше всего интересного и нового по данной теме, тогда портал приморского края новости – это то, что необходимо. Вы будете в курсе самых последних событий.
Все права защищены! Полное или частичное копирование материалов с сайта разрешается только с разрешения администрации проекта! В случае не соблюдения данных правил - мы будем вынуждены обратиться к администрации вашего хостинга и ваш домен будет заблокирован, либо в суд для назначения штрафа за незаконное копирование и распространение материала!