Home / ЦСИ ЗАРЯ

ЦСИ ЗАРЯ

ЦСИ ЗАРЯ

1 — 23 СЕНТЯБРЯ

ОТКРЫТИЕ: 31 АВГУСТА / 19:30 / МАЛЫЙ ЗАЛ ЦСИ ЗАРЯ

Процесс взаимопроникновения российской и азиатской культур, сосуществующих во Владивостоке, стал основой исследования резидента из Сибири Елены Аносовой, итог которого представлен в Центре современного искусства «Заря». Владивостокская выставка Аносовой служит одновременно, с одной стороны, личным итогом изолированной интенсивной работы художника наедине со своим предметом исследования, а с другой — автономной, долгожданной для города документацией стыка двух этносов в одном месте.

Будучи документальным исследователем, Аносова в своем проекте «Вежливая рыба» фиксирует точки напряжения в пересечении двух культур и взаимовлияние их компонентов при взаимодействии — межэтнические браки, азиатские виды коллективных занятий спортом или музыкой в их владивостокском прочтении, элементы интервенции восточной уличной архитектуры в местный ландшафт. Используя традиционный для своих исследований метод погружения, Аносова выявляет феномен «вежливой рыбы» — ситуацию противоречивости и полярности двух противоположностей, двух сторон одной медали, различия внешней вежливости и внутренней осторожности, так присущего азиатскому миру.
Проблематика идентичности русского человека, проживающего на приграничной территории Приморского края, тем больше позволяет подчеркнуть его «русскость», чем он ближе к своему азиатскому соседу, для которого тот русский — зачастую первый опыт культурного восприятия «себе противоположного».
Перманентный конфликт в природе мужского и женского, юного и зрелого, коллективного и индивидуального, восточного и западного через взаимодействие крайних противоположностей (инь и ян) — это то, что раскрывается наиболее точно именно на приграничной территории и то, что Аносова в своем проекте «Вежливая рыба» выносит на первый смысловой план.
Попытку наити современные эквиваленты представлениям и идеалам исторического контекста на приграничных приморских территориях мы находим в визуальных метафорах работ Аносовой на «Рождение Венеры» Боттичелли (девушка, стоящая в обломке бетона, словно на пороге чего-то нового в новом открытом порту Владивостока) и на «Замерзшую Венеру» Рубенса (девушка с привязанным к спине ребенком, сидящая на корточках в саду камней словно в попытке не быть замеченной, но быть ближе к природе).
Утопающие в заросшей траве новенькие автомобили на «Зеленке», ушуисты на «Набке», озеро лотосов в лоне природы или каменные джунгли кампуса с его стерильной набережной — наравне с вполне угадывающимися сюжетами местный зритель вдруг узнает, что в центре Владивостока установлена детская площадка с китайскими иероглифами, а в поселке Раздольном каждое лето работает детский военизированный лагерь. Со снимков на нас смотрим мы современные: лица скрыты, границы размыты, азиаты — в европеизированном обществе, европейцы — с азиатским менталитетом. Естественная среда обитания героев, естественная пластичность самих персонажей «растворяет» их в городе как рыб в воде.
Аналогичный по методу исследования проект взаимопроникновения двух культур, проживающих на одной территории — бурятов и русских в Сибири — проделала автор, в течение трех лет снимая серию «Сааган саг».
Один из самых важных проектов фотографа на сегодняшний день — это трилогия «Отделение» о закрытых женских институциях. Первая часть была снята в сибирских колониях, по ее итогам вышла фотокнига.
Елена Аносова (род. в 1983 г.) — документальный фотограф, живет и работает в Иркутске и Москве. С 2013 г. проходит обучение в Московскои Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. В 2015 году стала победителем международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина, Балтийской биеннале фотографии «Фотомания» в направлении «Документальная фотография», победителем конкурса «Молодые фотографы России», лауреатом стипендии Министерства Культуры РФ для молодых деятелей культуры и искусства.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики

Последние статьи

Свежие комментарии