

Чандок участвовал в той гонке в Ле-Мане, омраченной трагедией © LAT Я чувствовал определенный внутренний конфликт, возможно, даже вину за дальнейшее участие. Я близко не знал Аллана, поэтому могу лишь представить, что чувствуют его товарищи по команде и друзья, находящиеся в паддоке. Но все-таки гонщики – странные люди. Мы настолько поглощены конкуренцией, что как только я надел шлем и выехал на трассу, тот же поворот Tertre Rouge проехал так, будто ничего не произошло. Я уверен, что в Имоле в 1994 году на 32 круге пилоты проходили Tamburello и Tosa так же, как делали это на шестом. Так или иначе, инстинкт самосохранения работает у гонщиков иначе по сравнению с участниками дорожного движения, которые, увидев аварию, автоматически замедляются в том же месте на следующий день. К счастью, мы живем в эпоху, когда FIA все контролирует, и нам не нужно протестовать, чтобы привлечь внимание к вопросам безопасности, как это делали Эмерсон Фиттипальди, Ники Лауда и Джеки Стюарт в былые годы. FIA ввела правило виртуальной машины безопасности, чтобы ограничить скорость на проблемном участке трассы. FIA улучшает безопасность шлемов и кокпитов. FIA игнорирует гонщиков, как я, которые жалуются на неудобство системы HANS, и настаивает на ее обязательном использовании, призывая просто привыкнуть.

Прошлые инициативы по безопасности, исходящие от Фиттипальди и Лауды, перешли в руки FIA © LAT К сожалению, как и в любую другую эпоху, спорт никогда не будет полностью безопасным. Я верю, что Жюля будут помнить как одного из тех, кого ждала великая карьера, как Тома Прайса, Франсуа Севера и Стефана Белоффа. Я впервые встретился с ним в 2009 году, когда он выступал в Формуле 3, а я – в GP2. Нас познакомил его менеджер Николя Тодт, которого я знал уже несколько лет. Я всегда с интересом следил за Ф3 и старался смотреть все гонки. Уже то время было ясно, что Жюль очень быстр и при этом обладает достаточно агрессивным гоночным стилем. Жюль всегда демонстрировал хорошую скорость в GP2, но казалось, что ему не удается совладать с шинами, к тому же, иногда он попадал в аварии. В Формуле Renault 3.5 ему не хватило только чемпионского титула, но его выступления в Формуле 1 впечатлили меня больше всего. Я знаю, каково это — выступать в маленькой команде, но Жюль не сдавался и просто продолжал работать. Он разобрался с шинами, и добавил это преимущество в свой арсенал наряду со скоростью квалификации. Можно не сомневаться, что девятое место в Монако спасло Marussia от закрытия. Если бы не тот день, сегодня вся команда и все сотрудники оказались бы без работы. Но важнее гоночных качеств то, что он был приятным и вежливым парнем. Я не могу сказать, что мы были друзьями, как с Сэмом Бердом или Жаном-Эриком Вернем. Но с ним было приятно общаться в паддоке или во время совместных перелетов на гонки Формулы 1.

Чандок познакомился с Жюлем, выступая в Ф3 ©XPB Инцидент в Японии стал стечением обстоятельств. Все произошло в неподходящее время и в неподходящем месте. В конце концов, лишь метр в одну или другую сторону могли бы спасти его жизнь, но иногда наш спорт бывает безжалостным. На протяжении многих лет FIA неустанно работала над повышением безопасности. После черного уик-энда в Имоле 21 год назад Макс Мосли, Чарли Уайтинг и FIA при поддержке Берни Экклстоуна многое сделали для безопасности Формулы 1. Машины и трассы стали безопаснее. Я не согласен со всеми изменениями – например, мне не нравятся заасфальтированные зоны вылета. Но в целом благодаря проделанной работе спорт стал действительно гораздо безопаснее. Инцидент с Жюлем на Сузуке был из ряда вон выходящих. Каждый гонщик, садясь за руль, осознает риск. Но в то же время вы не должны думать о худшем – если это так, то нужно просто остановиться. Мы прекрасно понимаем опасность, но наша любовь к гонкам берет вверх. Прощай, Жюль. Лишь смерть оставила потенциал твоей карьеры нереализованным, но что еще ужаснее – мы потеряли хорошего парня, который покинул этот мир слишком рано.

Бьянки
Чандок