Народная примета – много вывесок на фасадах зданий со словом «аренда», значит на дворе очередной кризис.
Нельзя сказать, что за последние несколько лет экономика государства Российского сильно выросла. Скорее опухла от нефти долларов. Привести бюджет к знаменателю взялся случившийся кризис. И правда, расходы государства стали уменьшаться, и доходы граждан этого государства тоже стали уменьшаться.
На торговле это отразилось в первую очередь, потребители стали меньше тратить. У некоторых торговых компаний выручка упала в разы, и пришло время закрывать убыточные магазины. Цены на недвижимость начали снижаться, не сразу конечно. Здесь прямая зависимость размера оператора/собственника объекта. Чем крупнее собственник, тем медленнее дешевела аренда помещений под магазин, ведь никакого смысла снижать ставку нет, если у тебя заполнены 90% всех площадей. К тому же, стоит только пойти навстречу одному арендатору, как тут же прибегут и остальные. Именно отдельно взятые коммерческие встройки, расположенные на 1-х этажах жилых домов и задавали тон в уменьшении арендных ставок. Когда у собственника всего 1-2 помещения, на доходы с которых он и живет, простой, особенно длительный, для него просто недопустим. Поэтому для таких небольших владельцев проще снизить цену, чем гоняться за «журавлем в небе». Постепенно, квартал за кварталом, цена снизилась в среднем на треть. Самые ликвидные помещения кризис не затронул. А все что касается второй и третей линии, то найти на них арендатора сложно. Даже с учетом новых цен, процесс поиска может занять несколько месяцев. Здесь конечно рекомендуем не жадничать и обратиться в агентство недвижимости. Причем не в любое, а в то, которое специализируется на коммерческой недвижимости. Поскольку, если у риелтора специализация по комнатам, то и поток клиентов у него из желающих купить комнату.
Свободных объектов в 2015 году, по мнению экспертов порядка 7-8%, и конечно они все разные. Чем отличается аренда торговых площадей в развлекательном центре от тех же метров, но в отдельном помещении, расположенном на 1-м этаже многоквартирного дома? Различия начинаются сразу с договора аренды. Любой известный оператор в ТРК формирует пул из ряда тематических компаний. Т.е. если вы торгуете обувью, то будьте готовы к тому, что рядом с вами будут еще 20 компаний, тоже занимающихся обувью. Сразу встанет вопрос пересечения ассортимента и формирования цен. С одной стороны такой выбор это плюс для покупателя, а с другой, где гарантия, что покупать будут именно у вас. Далее, подписывая договор с ТРК, не удивляйтесь, что он будет привязан к ставкам в валюте, что, в общем, совсем не выгодно при нынешнем высоком курсе евро и доллара. Плюс у многих управляющих компаний предусмотрены также сборы в виде % с выручки. Ну и по мелочам набегает много других, не всегда позитивных нюансов. Гораздо проще снять помещение у небольшого собственника и зарегистрировать договор аренды на 5 лет. Это будет гораздо дешевле. Да, в ТРК очень хороший клиентский трафик, ну так и отдельное помещение можно подобрать с хорошей локацией, где будет множество потенциальных покупателей.
Именно сейчас, когда аренда магазина стала гораздо доступнее по цене и возможности выбора объекта, можно не торопясь и взвесив все за и против, снять отличный торговый объект. В торговле важны три составляющие: локация, ассортимент и цены. Если эти опции в вашем бизнесе учтены и реализованы, значит, успех предприятию обеспечен. Ну а кризис можно оценить и с оптимистичной стороны: стало больше недвижимости, и она стала существенно дешевле.