
Тренер-преподаватель хоккейной школы ХК «Адмирал» Николай Мишин рассказал о своих звездных воспитанниках, переезде во Владивосток, работе в ДЮСШ, первых словах в адрес юных дарований на стартующем сборе.
Николай Мишин – известный тренер по работе с вратарями. В числе его воспитанников такие голкиперы, как Сергей Бобровский («Коламбус», НХЛ), Иван Налимов («Адмирал», Владивосток, в 2014 году выбран «Чикаго» в 6-м раунде драфта НХЛ под общим 179-м номером) и Илья Сорокин (ЦСКА, Москва, в 2014 году выбран «Нью-Йорк Айлендерс» в 3-м раунде драфта НХЛ под общим 78-м номером).
— Николай Александрович, как Вам на новом месте, привыкаете?
— Во Владивостоке я уже месяц, но, честно признаюсь, еще не освоился. Переезд в другой город — это всегда стресс. Сам по себе новый город, новые люди, все новое. Необходимо время, чтобы все понять и осмыслить.
— Какие вещи вам необходимы, чтобы максимально быстро адаптироваться на новом месте?
— Прежде всего, это работа, а потом уже семья. С продолжением тренерской работы все ясно и понятно, а вот мои родные пока даже не на чемоданах, но я надеюсь, что скоро мы все вместе соберемся здесь. Дочь пока учится, а жена работает на прежнем месте.
— Решение отправиться во Владивосток — это только ваше решение или пришлось созывать семейный совет?
— Только мое. Решения по своей работе принимаю только сам.
— Как состоялся ваш переезд в город на берегу Тихого океана?
— С Александром Николаевичем Филиппенко — генеральным директором ХК «Адмирал», мы знакомы давно. Позвонил ему и сказал, что в Новокузнецке дела не очень. Он выслушал меня и пригласил во Владивосток. Я дорожу доверием и принял решение тут же.
— У вас осталась какая-то обида на Новокузнецк? Наверное, не таким представляли себе расставание с «металлургами»?
— Нет обид, их не может быть. Это жизнь. Сегодня здесь уволили тренера, завтра там. Работа такая.
— Вам есть что доказывать? У вас осталась мотивация, и если да, то в чем она сегодня выражается?
— Доказывать свою профессиональную состоятельность необходимо всегда. Есть что доказывать, и с мотивацией полный порядок. Хочется создать здесь конкурентоспособную хоккейную школу, такую, чтобы была одной из лучших в стране. Только так.
— И как вам роль одного из «первопроходцев»? Здесь же все необходимо начинать с нуля.
— Тяжело. Тем более, здесь хоккея не было, но тем, наверное, интересней.
— Пока вас, тренеров, немного, всего четверо. Как обстановка в вашем коллективе?
— Мы все разные, но нам вместе работать, делать большое дело. Мы ищем и находим общий язык.
— Сейчас шел по коридору на встречу с вами и повстречал вратаря ХК «Адмирал» Ивана Налимова. Он же один из ваших воспитанников. Вы следите за ними, как играют, где выступают, их успехи, достижения?
— Обязательно. Всегда следил и продолжаю это делать.
— Чего, на ваш взгляд, не хватило Ивану Налимову, чтобы втащить «Адмирал» в зону плей-офф по итогам регулярного чемпионата?
— Для Ивана это первый сезон на таком уровне. И я считаю, что невероятно сложно ему было втащить «Адмирал» в зону плей-офф. Скорее, эта задача была по плечу Илье Проскурякову. Это мое мнение. Прошедший сезон для Ивана сложился более-менее, опять же, повторюсь, для полноценного первого сезона в КХЛ. Были спады, а куда без них, но следующий сезон будет еще сложнее.
— Вы с Иваном Налимовым общаетесь?
— Да, конечно.
— По душам можете с ним поговорить, или только о хоккее, конкретном матче, самой игре Ивана?
— Сейчас уже и по душам. Он повзрослел, я постарел (смеется). И у него свой взгляд появился на некоторые вещи, в том числе, и хоккейные.
— Он прислушивается к вашим советам?
— Я думаю, что да.
— Ваши воспитанники могут позвонить вам в любое время и попросить совета? Такое бывает?
— Да, есть. Звонят ребята, тот же Илья Сорокин. Созваниваемся, общаемся, спрашивает, консультируется.
— Бобровский, Налимов, Сорокин — они уже мастера…
— Бобровский да, а Налимов, Сорокин… Я их называю «полуфабрикатами». Хотя они достаточно сыграли в КХЛ, но все равно, этим ребятам еще работать и работать. Совершенству нет предела.
— Давайте вернемся к нашей хоккейной школе. Вы сейчас начинаете работать с малышами. Ваш рецепт, как и что делать, с чего начинать?
— Конечно же, с хоккейных азов. Главное в этом возрасте – желание. Если оно есть, то можно и нужно работать, и не обращать внимания на задатки.
— Как распознать, что вот этот мальчишка может стать настоящим вратарем?
— Я скажу, что у них все впереди, время покажет. Пока у всех ребят абсолютно равные шансы. Им желаю трудолюбия и еще раз трудолюбия. Уровень – это, конечно же, как минимум ВХЛ, а еще лучше КХЛ. Если мой воспитанник играет в Континентальной хоккейной лиге, то я понимаю, что мы шли и идем в правильном направлении.
— Сергей Бобровский играет в НХЛ, и он там не один. Почему наши вратари востребованы за океаном?
— Наша вратарская школа в последние годы работает успешно, проявилась своя методика. Наша проблема в том, что молодые хоккеисты рано уезжают в Северную Америку, а туда необходимо уезжать состоявшимся мастером, в 16-18 лет еще рано. Так и остаются играть в низших лигах. Надо здесь доказать, а потом уже туда отправляться.
— Тренеры по тяжелой атлетике, боксу, различным единоборствам говорят, что их подопечные из тяжелых весовых категорий — отдельная группа. С ними и тренировочный процесс выстраивается не так, как со всеми, и разговаривать необходимо иначе. Вратари так же, отдельная каста в хоккее?
— Я повторю слова заслуженного тренера России Виталия Георгиевича Ерфилова: «Вратари – это другой вид спорта». С ними разговаривать необходимо по-другому. Многое решает и психология человека, спортсмена, особенно когда им исполняется 15-17 лет. Сможет ли он себя перестроить под взрослый хоккей? Там не сразу заиграешь и необходимо ждать и терпеть. Тренироваться и ждать. Кто это понимает, тот двигается дальше, а кто не понимает, останавливается в развитии и сходит с дистанции.
— В этом же возрасте и масса соблазнов?
— Хоккей, если все серьезно, должен выходить на первый план. Соблазны появляются тогда, когда молодым хоккеистам предлагаются большие контракты. Они портят ребят.
— А вы можете большому таланту простить некоторое разгильдяйство? Допустим, опоздание на тренировку?
— Нет. У меня ко всем ребятам подход одинаковый. Главное – это требовательность и дисциплина.
— Какой он — идеальный вратарь?
— Это образ скорее собирательный. В свое время легендарный Владислав Третьяк был идеальным вратарем.
— Игра вратарей за последние годы сильно изменилась?
— Очень. Сейчас же вратари больше стали двигаться на щитках, перемещаться, раньше такого не было. Больше в стойке работали, больше на коленях ползали. А сейчас перемещаются на щитках, и очень быстро. Вратари стали более пластичными. Сейчас тенденция – вратарь под два метра, а если 170 см, то на него даже и не смотрят, хотя мальчишка и не плохой. Это все идет с НХЛ. Мода идет именно из-за океана, сильнейшая лига – это НХЛ.
— Первый рабочий день на сборах уже в понедельник, 23 марта. Родителям найдется место на ваших тренировках?
— Что касается мальчишек от 12 лет и старше — родителям делать у нас нечего. А малышам, конечно же, еще нужны и мамы, и папы. Они еще маленькие.
— Чем будете заниматься?
— У меня, как и любого другого тренера, уже есть свой план работы на сборах: ледовая подготовка, занятия в залах, теоретические занятия. Будем заниматься чисто технической работой: катание, броски, взаимодействия.
— А вы не хотели бы пригласить на тренировку Ивана Налимова?
— Интересное предложение, надо подумать. Спасибо за подсказку. Мастер-класс – это здорово.
— В хоккейную школу ХК «Адмирал» набрали более 200 ребят. Этого достаточно?
— Нет, это только начало. Новобранцы – это малыши, а должны быть команды по всем возрастам, от самых маленьких до игроков уровня МХЛ.
— Ваши первые слова мальчишкам в предстоящий понедельник, на стартующем сборе?
— Добро пожаловать в хоккейный клуб «Адмирал»!
Пресс-служба КСК «Фетисов Арена»